Обособившаяся от природы но тесно связанная часть материального мира

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая

включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Подсистемы общества:

• Социальная

• Политическая

• Экономическая

• Духовная

Характеристика общества как системы:

• Иерархичность

• Постоянное изменение

• Интегративность (взаимосвязь всех компонентов системы)

• Самодостаточность

• Самоуправляемость

• Разнокачественность элементов

Типы обществ:

Традиционное:

• Традиционная экономика

• Сословность

• Низкая социальная мобильность (закрытое общество)

• Преобладание аграрного сектора экономики

• Особая роль традиций

• Высокая смертность и низкая продолжительность жизни

• Преобладание природы над обществом

• Кастовый и сословный тип стратификации

Индустриальное:

• Развитая промышленность

• Разделение труда

• Высокая урбанизация

• Высокая соц. мобильность • «Конвейерное» производство

• Доминирование над природой

• Классовый тип стратификации

Постиндустриальное:

• Преобладание рынка услуг

• Информация – главный производственный ресурс

• Сохранение природы

• Мелкотоварное производство

• НТР – начало постиндустриального общества Общественный прогресс – совершенствование форм человеческой жизни: науки, техники, медицины и т. п.

Индивид – любой представитель человеческого рода Личность – система социально значимых черт, характеризующих индивидуальность человека.

«Я-концепция» - представление индивида о самом себе Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого Материал подготовлен vk.com/stobalnik Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, культуре, выраженное в системе ценностей и идеалов.

Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, направленная на удовлетворение потребностей.

Виды деятельностей:

• игра

• учение

• труд

• общение

Виды поведения:

• Конформистское: изменение мнения под окружающее (Конформизм: внешний – поведение и внутренний: мнение)

• Девиантное: отклоняющееся от социальных норм (в частности делинквентное – отклонение от правовых норм)

• Адаптивное (перцептивное) Аномия – состояние, вызывающее отклоняющееся поведение Социальный институт – 1)Совокупность лиц, занятых определенном видом деятельности, направленной на удовлетворение общественных потребностей. 2)Совокупность норм, регулирующих общественную деятельность.

Общественное сознание – отражение общественного бытия

• Искусство

• Наука

• Мораль

• Право

• Религия

• Идеология (Политическое сознание) Потребность – осознаваемая человеком нужда в чем-либо, необходимая для поддержания его организма и развития личности.

Виды потребностей:

• Биологические

• Социальные

• Материальные

• Духовные

• Экзистенциальные Знание – результат познания.

Познание – процесс постижения действительности.

Познание:

• рациональное: понятие, суждение, умозаключение

• чувственное: ощущение, восприятие, представление.

Истина – соответствие полученных знаний действительности.

• Относительная – ограниченное верное знание

• Абсолютная – исчерпывающее знание.

• Критерии истины: практика, чувственный опыт, теория, разум (общественное мнение не может считаться критерием истины!).

Догма – неоспоримое суждение.

Культура – результат преобразовательной деятельности человека.

Материал подготовлен vk.com/stobalnik

• Народная – анонимная: фольклор, былины и т. д.

• Массовая – коммерческая направленность

• Элитарная – для узкого круга

• Субкультура – неформальность

• Антикультура – противопоставление общей культуре Наука – творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о мире.

Науки: фундаментальные (теория) и прикладные (практика)

Функции науки:

• Познавательно-объяснительная

• Мировоззренческая

• Прогностическая

• Производственная (НТП)

• Социальная Виды научного познания: теоретический и эмпирический.

Образование – процесс воспитания и обучения человека.

Уровни в РФ:

• дошкольное (детсад; ясли)

• общее (лицей, школа, гимназия) – начальное, неполное среднее, полное общее.

• Профессиональное – начальное (училище), среднее (колледж), высшее (ВУЗы) • + дополнительное

Тенденции в развитии современного образования:

• Демократизация.

• Рост продолжительности образования.

• Непрерывность образования.

• Гуманизация.

• Гуманитаризация – повышение роли общественных дисциплин.

• Интернацинализация – создание единой системы образования для различных стран.

–  –  –

Этика – мораль и нравственность Эстетика – красота и прекрасное Социальное неравенство – неравномерный доступ к материальным благам.

Социальная дифференциация – разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе.

Социальная стратификация – разделение общества на классы по определенному признаку:

конфессия, заработок, род занятий.

Социальная мобильность – переход людей между обособившаяся от природы но тесно связанная часть материального мира социальными группами.

Материал подготовлен vk.com/stobalnik

• Индивидуальная и групповая

• Горизонтальная и вертикальная: восходящая и нисходящая Маргиналы – люди, занявшие промежуточное положение между социальными группами.

• Социальные

• Экономические

• Политические

• Биологические и другие.

Плюсы маргинальности: основа для будущих преобразований в обществе, высокий уровень мобильности, минусы: озлобленность, агрессивность, основа для антидемократических проявлений.

Люмпены – люди, опустившиеся на «дно» социальной лестницы.

Социальные интересы – интересы социальных групп (предприниматели – выгода, чиновники – власть) Социальная группа – общность людей, объединенная по социально значимому признаку.

Классификации соц. групп:

• Большие и малые

• Формальные и неформальные

• Устойчивые и временные

• Реальные и номинальные

• Референтная группа — это группа, выделенная на основе социологических исследований.

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая по возрасту и особенностям социального положения.

Черты молодежи:

• Высокая инициативность

• Высокая мобильность

• Несформировавшееся мировоззрение

• Стремление выделиться

• Освоение новых соц. ролей

Этнические общности:

• Род (родственники)

• Племя (совокупность родов)

• Народность (складывается при наличие соц. структур)

• Нация (складывается при формировании государства, национальной экономики, наличии историко-культурного прошлого) Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, сознанием единства.

Национальность – принадлежность к нации.

Национальное самосознание – осознание человеком своей неотделимости от нации, от её культуры, истории, достижений.

Социальный конфликт – особое взаимодействие индивидов или групп при столкновении их несовместимых взглядов, позиций, интересов.

Стадии: назревание, инцидент, выход из конфликта.

Материал подготовлен vk.com/stobalnik Виды конфликтов: личностный, межгрупповой, межличностный, с внешней средой, принадлежности.

Пути разрешения:

• Приспособление

• Компромисс

• Сотрудничество

• Игнорирование

• Соперничество Конфликтное состояние – мнимое представление одной стороны о столкновении интересов.

Последствия: дезинтегративные и интегративные.

Национальная политика – политика, направленная на регулирование национальных отношений.

Конституционные основа нац. политики:

• Равенство прав независимо от национальности

• Запрет ограничения прав по национальному признаку

• Самоопределение нации

• Содействие развитию национальных культур

• Преследование за разжигание национальной розни Социальная норма – общепризнанное правило поведения, обеспечивающее стабильность социального взаимодействия.

Виды социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Функции социальных норм интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;

• регулирование общего хода социализации;

• контролирование девиантного поведения;

• формирование моделей, эталонов поведения.

• Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. (соц.контроль=соц.нормы+соц.санкции)

Социальные санкции:

• формальные и неформальные

• позитивные и негативные Социальная роль – модель поведения человека, заданная социальным статусом личности.

Социализация – процесс усвоения системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Семья – малая социальная группа и социальный институт Как группа: родственные связи, общность быта, взаимоответственность.

Функции семьи (как института):

• Репродуктивная

• Воспитательная

• Бытовая

• Социально-статусная

• Досуговая (рекреативная) Гражданский брак – официально зарегистрированная семейная связь между двумя людьми, порождающая правовые взаимоотношения Материал подготовлен vk.com/stobalnik Фактический брак – незарегистрированная связь (Сожительство) Церковный брак

Типы семей:

• Моногамная – муж и жена, полигамная – две и больше жен или два и более мужей

• Партнерский (эгалитарный): равноправие, доверие, общий бюджет, положительная атмосфера.

• Патриархальный (традиционный): подчинение супруги и детей мужу, женская роль сводится только к быту и воспитанию детей, отношения с родственниками до седьмого колена, подчинение старшим.

• Нуклеарная – только супруги и дети без родителей Материал подготовлен vk.com/stobalnik


Источник: http://pdf.knigi-x.ru/21ekonomika/252867-1-obschestvo-obosobivshayasya-prirodi-tesno-svyazannaya-ney-chast-mira-kotoraya-vklyuchaet-sebya-sposobi-vzaimodeystviya-lyudey.php



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Общество. Общество1) это обособившаяся от природы, но тесно. Студопедия Схемы для вязания детских вещей

Обособившаяся от природы но тесно связанная часть материального мира Обособившаяся от природы но тесно связанная часть материального мира Обособившаяся от природы но тесно связанная часть материального мира Обособившаяся от природы но тесно связанная часть материального мира Обособившаяся от природы но тесно связанная часть материального мира Обособившаяся от природы но тесно связанная часть материального мира Обособившаяся от природы но тесно связанная часть материального мира Обособившаяся от природы но тесно связанная часть материального мира