Мастер класс по управлению доу


 

мастер класс по управлению доу

1. Актуальность темы:

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно ориентированной педагогики. Поэтому возникла необходимость в поиске способов управления, которые позволили бы руководителю успешно осуществлять управление в условиях нашего изменчивого общества. В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования, внедрение достижений научной мысли в практику.

Важной задачей современного дошкольного учреждения становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.

За счет методической работы обеспечиваются данные направления работы современного ДОУ. Необходимость преобразований задается, прежде всего, современной образовательной политикой.

Модель системы образования 2020 определяет ключевые для сегодняшнего общества качества: креативность, способность к поиску знаний, которые предполагают высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Использование этих технологий требует в свою очередь высокой квалификации воспитателей-педагогов. Чтобы добиться высокой профессиональной компетентности педагогическому коллективу необходимо преодолеть противоречие между традицией, сложившейся в организации системы работы с педагогическими кадрами и необходимостью нововведений в информационно-методическое обеспечение современного образовательного процесса в ДОУ.

Во-вторых, личностно-ориентированный подход в организации образовательного процесса в ДОУ с необходимостью предполагает наличие самостоятельности, активности и творчества в профессиональной деятельности педагогических работников.

В-третьих, необходимость внедрения новшества в организацию деятельности с педагогическими работниками обусловлена постановкой стратегической цели развития ДОУ на ближайшую перспективу – обеспечение устойчивого развития ДОУ.

Таким образом, современная педагогическая действительность определяет заказ на развитие творческого, активного, инициативного, профессионально-компетентного педагога.

Сложившаяся нормативная ситуация в ДОУ в организации методической работы, когда ее формы и содержание определяются и задаются методистом, «навязываются» административно, затрудняет возможность формирования пространства для профессионального самоопределения педагогов, проявления ими профессиональной активности и инициативности, педагогического выбора области творческой деятельности. При такой организации формы методической работы имеют дискретный характер и не обеспечивают ее целостности и единства.

Преобразование исходной ситуации в новую педагогическую ситуацию мы видим в построении гибкой и мобильной системы организации методической работы в ДОУ, обеспечивающей формирование успешности педагога-воспитателя в профессиональной образовательной среде. Успешный педагог-воспитатель – важное звено в обеспечении создания условий для развития ребенка.

Модель образовательной среды как пространства возможностей для профессиональной успешности педагогов представляет собой форму единства людей, складывающегося в результате их совместной профессиональной деятельности в условиях дошкольного учреждения, согласования их образовательных потребностей, целей и средств их достижения в процессе освоения высокого уровня профессиональной деятельности и педагогической культуры.

Современная ситуация в образовании ставит педагога в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.

А.М. Столяренко, рассматривая методическую сторону работы педагога, указывает на то, что по старой традиции она сводилась к методам, причем чаще всего к методам обучения. «Позже стали говорить о методике работы, методической работе, а в последнее время - все больше и о педагогической технике, педагогических технологиях, методических системах».

Методическая система образовательно-педагогического процесса призвана привести в движение возможности субъектов, средств и условий этого процесса, направить в нужное русло и эффективно реализовать их.

 

2. Предназначение разработанной системы:

Цели: Управление становлением системы методической работы по развитию творческого коллектива в ДОУ, через стимулирование и корректировку проявлений творчества педагогов, создание условий для оснащения педагогов механизмом решения творческих задач.

Задачи:

1. Провести исследование понятий: традиционная и гуманитарная модель образования, управление обеспечением, становлением, система, современное ДОУ, современный педагог, творчество, творческий педагог.

2. На основе изучения психологической, методической, философской литературы проанализировать научные подходы к управлению системой методической работы по развитию творческого потенциала педагогов, определить стратегию его совершенствования.

3. Выявить комплекс условий, обеспечивающих управление системой методической работой по развитию творческих способностей педагогов.

4. Апробировать смоделированную систему методической работы в ДОУ по развитию творческого потенциала педагогов.

 

Выступление к презентации
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно ориентированной педагогики. Поэтому в настоящее время возникла необходимость в поиске способов управления, которые позволили бы руководителю успешно осуществлять управление в условиях нашего изменчивого общества. В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования, внедрение достижений научной мысли в практику.

Важной задачей современного дошкольного учреждения становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.

С позиции гуманитарных идей и ориентаций в образовании меняются подходы к управленческой деятельности. На основе работ известных научных деятелей в области педагогики Поташника, Третькова, К.Ю.Белой нами проведён сравнительный анализ традиционной и современной моделей образования, который позволяет выявить причины различия в целевых установках, в отношениях руководителя и подчинённых, их ролевых позициях   (2 слайд)

 

Традиционная модель

• Опирается на методы и способы воздействия с помощью контроля за добросовестным исполнением должностных обязанностей, функций;
• Отношения выстраивает руководитель и подчинённый субъект – объектные, между руководителем осуществляется императивный подход - строится без учёта личностных особенностей и потребностей педагогов;
• Диктует к воспитателю жесткие требования, при несоответствии – применяет санкции;
• Вынуждает воспитателя подстраиваться, соответствовать требуемому образу, чтобы быть успешным в данной системе.

 

 

Гуманитарная модель

 Цель - создание условий для творческой самореализации личности педагога
Задача руководителя – помочь педагогу обрести неповторимую индивидуальность, раскрыть творческое начало, найти свой образ.
• Отношения субъект – субъектные, успех достигается в процессе взаимодействия;
• Профессиональное общение строится на основе диалога.

Старший воспитатель детского сада, призван реализовывать эти модели, и для меня важно создание системы методической работы, которая ориентирована на развитие творческого потенциала педагога ДОУ.

 

Традиционная

Методическая работа предполагала:

• Повышение качества пофессионального уровня педагога посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приёмах, технологиях и умений за счёт копирования их в своей деятельности.

 

Гуманитарная

Новые ценности исходя из новой цели:

• Подготовка педагога как субъекта с личностной и профессиональной самореализацией, самоорганизацией, компетентного и творческого.

Есть существенная разницу между понятиями «управлять» и «руководить», часто используемыми как синонимы: «Руководят людьми, управляют системами».

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определённую целостность, единство. Поэтому, говоря о системе управления творческим коллективом дошкольного образовательного учреждения, необходимо иметь в виду, что сам коллектив является частью системы образования, и то, что каждый член коллектива – это отдельная система (слайд 3)

Становление системы - Становление – возникновение, образование чего-то в процессе развития («Толковый словарь русского языка» С.Н. Ожегова и И.Ю. Шведова, ст.643.)                                                                                                                                  

 

Система управления – основной задачей является управление объектами.

 

Система управления

 

В системе моей методической работы главным является создание условий для творческого преобразования педагогической системы ДОУ, условий для инновационных процессов, направленных на улучшение педагогической деятельности коллектива.

По нашему мнению наше дошкольное учреждение имеет особую образовательную среду, имеет видение образа современного ДОУ.

 

Образ современного ДОУ –   это внедрение инновационных механизмов развития (слайд 5).

  • создание творческой атмосферы;
  • культивирование интереса к инициативам и новшествам;
  • создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
  • инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
  • интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в ДОУ.

А значит образ современного педагогического коллектива (слайд 6)

- Ориентирован на поиск;

- Отдаёт предпочтение творческому поведению;

- Обеспечивает продуктивность творческой деятельности;

- Проявляет интерес к инновациям.

 

Согласно функционалу, я отвечаю за преобразование педагога из традиционной модели в гуманитарную модель. В книге «Мастер – класс по созданию творческого коллектива в ДОУ» автор Л.Н. Прохорова пишет о том, что современная модель педагога предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный педагог должен иметь подчерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с детьми, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения.

Работа нашего коллектива теоретического характера по вопросу построения современного педагога позволила сформировать у педагогов позицию, что каждая характеристика образа опирается на понятие творчество. Задача руководителя организовать творческую деятельность, дифференцировать педагогов по их уровню творчества. Моя модель обеспечивает руководителю условия для творчества.

 

Образ современного педагога (слайд 7)

- Профессиональные знания (читать выразительно, рисовать и т.д.);

- Психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;

- Со своим мировоззрением;

- Способный быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни;

- Способный к саморазвитию, к самосовершенствованию;

- Активный;

- Педагог- аниматор (способный ввести ребёнка в культуру, научить видеть, чувствовать, думать обеспечить коррекцию индивидуального развития, помочь адоптировать к жизни и осуществить акты творческой самореализации и жизненного самоопределения).

- Опыт творческой деятельности;

- Ярко выраженная субъектная позиция.

Для нас важно определить:

- что есть творчество?

- уровни педагогического творчества;

- особенности творчества

- специфику педагогического творчества.

В нашем понимании творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. Возможно, есть педагог, который развит творчески от природы (на уровне инстинкта, потребности).

Педагогическое творчество (слайд 8).

 

Готовность педагога осуществлять           Готовность педагога демонстрировать

                                                                                           афишировать

- конструктивная деятельность                         - развитые творческие способности

- организаторская деятельность                       - творческое владение педагогическим

- гностическая деятельность                               инструментарием.

- коммуникативная деятельность

 

В результате система моей методической работы по развитию творческого потенциала педагогов выстроилась по следующим направлениям: (слайд 9)

Работа с педагогом - (инициатива с его стороны, личностно-сообразный и добровольный характер, активное сотрудничество, доверие);

Групповая работа с педагогами - (организация команды единомышленников: интерес, добровольный характер, активное сотрудничество).

Работа с коллективом – (активное сотрудничество, включение традиций педагогического коллектива в условия образовательной среды ДОУ).

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе, для его развития необходимы объективные и субъективные условия (слайд 10).

                                                                                                                            

Объективные:

а) Задание социокультурной, педагогической реальности культурно-исторического периода, в котором творит педагог;

б) В жизни положительного эмоционально-психологического климата в коллективе, обеспечение уровня научного знания из психолого-педагогической и социальной сфер;

в) Подбор средств обучения и воспитания, поддержка творческой инициативы, проявление самовыражения участников образовательного пространства;

г) Обеспечение научно обоснованных методических рекомендаций и установок

д) Поддержка интереса и стимулирование таких направлений деятельности педагога, которые составляют творчество.

ж) Создание материально-технической оснащённости педагогического процесса.

 

Субъективные:

а) Создание условий для владения современными концепциямиподготовки педагога, на основе творчества, развитое педагогическоемышление и рефлексия

г) Обеспечение общекультурной подготовки педагога, что является основой профессионального поведения;

д) Научить обобщать передовой педагогический опыт, демонстрировать творческое начало педагога, развивать умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях

ж) Задавать ситуации проблемного видения, предвосхищения,владение педагогической технологией.

З) Поддерживать у педагога приоритет использования технологий, обеспечение творчества, развития участников образовательного процесса.

При этом у нас вырабатывается схема дифференциации педколлектива в зависимости от применения технологий 1-го, 2-го уровня.  

Отличия педагогического опыта и творчества

 

В нашем дошкольном учреждении 3 педагога с высшей категорией, 21 – первая категория, 5 – вторая категория, 4 – без категории, 3 педагога аттестуются в этом году на высшую квалификационную категорию. В результате - их отличает - 6 педагогов ориентированы на 2 уровень, 26 педагогов – на 1 уровень.

Согласно моей функциональной деятельности я занимаюсь прогнозированием и планированием. Теоретический анализ подходов к построению системы методической работы по развитию творческого потенциала педагогов в образовательном учреждении, позволил мне наметить систему мероприятий, возможность их проведения по формам и срокам через стратегическое (программа развития) и тактическое (перспективный план) планирование, через решение   следующих задач:

- разработать этапы методической работы, отражающие динамику изменения системы управления инновационным образовательным учреждением, направленной на развитие творческих способностей педагогов;

- сформулировать целевые установки, определяющие задачи методической работы на каждом ее этапе;

- разработать содержательно и технологически систему работы учреждения, характеризующуюся поэтапным усложнением;

- разработать методику проведения контрольно-диагностических срезов, позволяющих с высокой степенью достоверности судить об уровне развития творческих способностей педагогов; скоординировать действия администрации инновационного образовательного учреждения, воспитателей, специалистов, психолога, социального педагога.

На основании проведенного методологического анализа мною были выделены три этапа формирующей работы. Все этапы работы будут осуществляться в период 2007-2013г. Каждый этап работы будет направлен на стимулирование и корректировку проявлений творчества педагогов, на создание условий для оснащения педагогов механизмом решения творческих задач (слайд 12).

Целью каждого этапа методической работы являются определенные качественные и количественные изменения в деятельности педагогов, проявлении их творческих способностей, чему будет способствовать система моей методической работы по развитию творческого потенциала педагогов. Первый этап работы нацелен на достижение ориентационного уровня развития системы методической работы в инновационном образовательном учреждении, направленной на развитие творческих способностей педагогов, второй этап на мотивационный уровень, а третий этап на инструментальный уровень развития системы методической работы

Для того, чтобы педагог развивался профессионально, развивал свои творческие способности мы стараемся создавать психологический комфорт, эмоциональное благополучие.

Чтобы изучить особенности и потребности каждого, мотивацию к педагогической деятельности, удовлетворенность или неудовлетворен­ность работой в коллективе, мы использовали анкетирование, тестирова­ние, беседы, наблюдение и т.д. В результате появилась возможность составить социаль­но-психологический портрет педагогичес­кого коллектива ДОУ, что помогло нам вы­работать индивидуальный подход к каждо­му воспитателю, а коллегам - убедиться в том, что ими всерьез интересуются, их про­блемы небезразличны администрации до­школьного учреждения. Кроме того, воспи­татели в ходе тестирования узнали о себе больше, и некоторые моменты стали для них своего рода открытием. На следующем этапе определили приоритетные направления работы с целью повышения эмоцио­нального комфорта воспитателей и степени их удовлетворенности трудом в коллекти­ве. Одним из главных условий создания благоприятного климата в ДОУ считаем сохранение личного достоинства педагога. Только уважение к личности, только под­держка и взаимопомощь, только доброже­лательность и терпимость способствуют развитию самоуважения и самоприятия.

Создавая условия для творческой самореализации, оказываю влияние, на своих педагогов пользуюсь «мягкими методами» управления (А.В. Гаврилин)

  • убеждение – обращаемся к здравому смыслу людей;
  • внушение – обращаемся к эмоциям и чувствам людей;
  • подражание – сами являемся образцом для подражания;
  • заражение – процесс перехода эмоционального состояния от одного к другому, на уровне контакта.

Как мы знаем на психологический климат в коллективе оказывает влияние подбор и расстановка кадров (по социально – психологическим характеристикам). В нашем дошкольном учреждении мы постарались расставить педагогов парами с учётом темперамента, характера эмоциональной активности. И убедились, что хорошую «пару» составляют воспитатели, один из которых имеет теоретический склад ума, а другой – хороший организатор, а также «пары» в которых один ориентирован на конструктивное мышление и критик. Вариантов много, но самое главное – собственный выбор.

Для полноценного развития каждого пе­дагога, повышения его заинтересованности в качественном труде, творческой самореа­лизации необходима психологическая под­держка педагогической деятельности. Мы обратили внимание: наиболее эффек­тивными методами повышения профессио­нального статуса, творческой самореализации являются: (слайды с 13 по 16)

- делегирование полномочий,

- поддержка ярких лидеров и не­стандартных решений,

- создание творческих и инициативных групп,

- взаимопросмотры,

- «Недели педагогического мастерства»,

- презентации, конкурсы профессионального мастерства, КВН,

- свобода выбора демонст­рации своего опыта,

- деловые игры и ролевые игры,

- социально-психологические тренинги,

- приёмы арттерапии,

- индивидуальная работа с педагогами.

Эти формы работы делают управ­ление педагогическим процессом более демократичным, а участие педагогов в управленческой деятельности поз­воляет снять психологическое напряжение, способст­вует их самоприятию и личностному росту.

Социально-психологические тренинги, помогают в игровой форме решать про­блемы социализации, адаптации к обстоятельствам жизни, нейтрализации стресса. Проблемы, которые ре­шаются на тренингах, предлагаются и самими воспитате­лями: «Секреты общения», «Психология конфликта», «Самопрезентация», «Развиваем эмпатию» и др.

Деловые игры, повышают уровень профессионального мастерства, поддержи­вают положительный микроклимат. Наиболее ув­лекательно прошли такие игры, как «Лестница лич­ностного роста», «Педагогика любви», «Седьмое чувство» (для начинающих педагогов)

Приёмы арттерапии – способствуют снижению эмоционального напряжения: рисование, музыка («Рисуем по кругу», «Рисуем круги»), со­здают атмосферу заботы и поддержки, способствуют сплоченности участников арттерапевтического процес­са, возникновению позитивных изменений в их эмоци­ональном и индивидуально-личностном развитии.

Индивидуальная ра­бота с педагогами осуществляетсяпо их запросам и результатам ан­кетирования. Так, нами разработана серия консуль­таций и рекомендаций по разным проблемам: «Про­филактика утомления», «Приемы мышечной релак­сации», «Правила педагогической гигиены», «Само­регуляция эмоциональных состояний» и др.

Проведенная работа дала положительные резуль­таты. У педагогов появилось чувство удовлетворен­ности трудом в коллективе, повысилась работоспо­собность и инициативность, появился творческий подход к педагогическому процессу.

Дать каждому шанс реализовать себя в процессе работы – важнейшее правило современного менеджмента.

Для повышения заинтересованности и закрепления педагогов используется метод Р.М. Грановской «Карта личной перспективы», «Карта творческой самореализации педагога» Все эти карты являются содержанием «Портфолио педагога» которое в нашем ДОУ педагоги составляют на себя самостоятельно, с помощью администрации. (слайд 17.)

Практика показывает, что материальные стимулы поддерживают и развивают трудовую активность, прежде всего у тех людей, которые в своих деловых устремлениях ориентированы на должностной рост. Моральные стимулы более эффективны для тех, кто в своей работе ориентирован на творчество, не интересную работу, на получение удовлетворения от неё.

Для становления креативного потенциала, повышения профессиональной готовности к творческому развитию детей в детском саду создана интересная, познавательная среда, главными характеристиками которой являются свобода и активность (по программе «Радуга»).

В сотворчестве с коллективом проведена диагностика имеющейся среды и спланированы преобразования, которые отражены в «Программе педагогического развития учреждения» и «Образовательная программа ДОУ».

Ну, и, конечно же, одним из условий становления творческого коллектива и развития положительных взаимоотношений в детском саду являются традиции (слайд 18, 19).

Традиции способствуют сохранению здорового равновесия:

- Чествование ветеранов труда, юбиляров;

- Фестиваль творческих огоньков;

- «Творческая палитра»;

- «Серпантин достижений»;

- КВН;

- Творческие отчёты;

- Супердевичник (к дню воспитателя)

Традиционными в ДОУ стали поездки в театр, на концерт. Мы обратили внимание на то, что когда люди хорошо знают друг друга, у них исчезает необходимость в психологической защите, что позволяет проявлять большую открытость в общении.

Все перечисленные традиции позволили зафиксировать личные или коллективные достижения, создать ситуацию успеха. В планах ДОУ – выставки увлечений, хобби педагогов.

Для последовательного и системного совершенствования системы методической работы по развитию творческого потенциала педагогов мною осуществляется контрольно – диагностическая и регулятивно – коррекционная функции управления методической работой в ДОУ.

Методологический анализ разных точек зрений на осуществление контроля в детском саду позволил нам выстроить свой процесс контрольно-диагностических функций в детском саду (слайд 20).

Традиционный процесс контроля:                            Гуманитарный процесс контроля:

                                                                                                 (открытый контроль)

- тематический                                                  - самоконтроль

- фронтальный                                                   - психологическая диагностика

- итоговый                                                         - рейтинг (портфолио, участие в

                                                                         презентации опыта)

- взаимоконтроль                                              - разные виды нестандартных заданий:

                                                                         (терминологический диктант, микроис-                                                                              

- сравнительный                                                следования, педагогические матрицы

- оперативный                                                   проблемные ситуации, ролевые и деловые

                                                                        игры, конкурсы, соревнования по принципу

                                                                       «Кто быстрее?», «Больше», Лучше?

                                                                       - задания с элементами занимательности

                                                                       (загадки, инсценировки, сказки, фантасти-

                                                                       ческие ситуации).

                                                                                      

Условия: гуманизация всей системы отношений в коллективе субъект - субъектные отношения, отказ в ходе контроля от диктата, мелочной опеки и регламентации деятельности педагога, создания стимулов к активной творческой деятельности, путём совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса.

 

В результате управленческой деятельности (слайд 21)

- наблюдается формирование единой позиции в понимании творчества

- осознание смысла жизни в образовательной среде творческого педагога, приоритетности творческих основ в профессиональной деятельности;

- опора на деятельностный подход в образовательной среде творческого педагога;

- грамотный перенос традиций педагогического коллектива в современные условия образовательной среды ДОУ;

- наблюдается улучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворение результатами своего труда.

 

К работе прилагается презентация.

 

Литература:

  1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе, - М., 1989.
  2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебн.пособие. – М. – Ростов н/Д., 1999.
  3. Лазарев В.С., Афанасьев Т.П. Руководство педагогическим коллективом. – М., 1995.
  4. М.М. Поташник. Управление качеством образования. М., 2000.
  5. Мартишина, Н. В. Становление творческого потенциала личности педагога: монография. - М.: Изд. дом Рос. акад. образования; Моск. психол.-соц. ин-т, 2006. - 264 с.
  6. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М., 1999.
  7. Прохорова Л.Н. Мастер – класс по созданию творческого коллектива в ДОУ. Изд-во «5 за знания», 2008г.
  8. Тищенко П.Н., Зенковой Т.Г. Региональные подходы к обновлению дошкольного образования на современном этапе. Сборник. Ростов/н Д., 1998.
  9. Марцинковская Т.Д.  История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  10. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. Издательство: "Сфера", 2005.
  11. www.qumer. ihfo/…./Pedaqoq /Bordo/oI.Php
  12. www.spimash.ru/2007/05/23/mode/-sovremennoqo–pedaqoqa.html
  13. www.tolerauqer.narod.ru/pedo.htm/
  14. www.chel–edu.ru/index.php/method/1987

Нравится0 Плохо0


Источник: https://dohcolonoc.ru/master-klasy/6754-upravlenie-obespecheniem-stanovleniya-sistemy-metodicheskoj-raboty-v-dou.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Мастер - класс на тему «Управление дошкольным учреждением в современных.» Пример росписи посуды

Мастер класс по управлению доу Мастер класс по управлению доу Мастер класс по управлению доу Мастер класс по управлению доу Мастер класс по управлению доу Мастер класс по управлению доу Мастер класс по управлению доу

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ